понедельник, 23 марта 2020 г.

Ирчи Казак, жизнь и творчество. «Из сибирских стихов».



Домашнее задание: 
Прочитать и законспектировать - Ирчи Казак, жизнь и творчество. «Из сибирских стихов».
      Ирчи Казак родился в семье бедного крестьянина Татархана в селении Муслим-аул (Буйнакский район).Мальчик рос одаренным: обладал хорошим голосом, прекрасно пел народные песни и сам постепенно приобщался к поэтическому мастерству. Народ дал поэту имя — Ирчи — певец, под которым он стал известным.Кумыкский шамхал пригласил популярного в народе певца к себе во дворец в качестве придворного певца и поэта. Во дворце шамхала Ирчи Казак провел несколько лет. Сочинял любовные, философско-дидактические стихи и песни, отличавшиеся богатой образностью, музыкальностью.Во дворце шамхала жил его конюх Атабай, с которым Ирчи Казак подружился. Атабай влюбился в одну из рабынь, которых у шамхала было много. Ирчи Казак с Атабаем сговорились и похитили ее. Беглецов поймали, избили, вернули во дворец и отдали под суд. Его вместе с другом сослали в Сибирь, откуда он присылал послания в стихах, рисующие мрачные картины тяжёлой жизни ссыльных.Стихи быстро распространялись на родине поэта. Наиболее яркие из них: «Как я мог предвидеть коварство ханов?», «Попали в железный капкан», «Не стыдите за жалобу» и др.Салон свадебных нарядов «ИСЛАМСКАЯ НЕВЕСТА» Дагестан После ссылки он возвращается на родину, но жить в родном ауле ему не разрешают. известный в то время ученый, поэт, общественный деятель Магомед-Эфенди Османов, высоко ценивший талант Ирчи Казака, заступается за него, и поэт остается жить в своем селении…После ссылки его творчество приобрело ярко выраженный обличительный характер. Он клеймил князей и беков (стихотворения «Счастье», «Иные времена» и др.). В пору расцвета своего таланта поэт был предательски убит. Однажды ночью в его дом постучались, он вышел на зов неизвестных людей и больше не вернулся. Длительные поиски не дали никаких результатов.Впервые в дагестанскую поэзию он вводит образ ссыльного горца, изображает его трагическую судьбу, волнения, тревоги. Ибо для дагестанца, у которого обостренно чувство родного дома, родного очага и привязанность к ним, разлука с родиной, близкими, друзьями была жестокой пыткой. Поэт не только выражает мир своих чувств, но детально, подробно описывает чужие, незнакомые ему места, переживания подобных ему ссыльных. Ирчи Казак — большой мастер стиха, певуч и ладен язык его произведений. Его творчество оказало большое влияние на дагестанскую поэзию. Сохранилось очень мало произведений Ирчи Казака. 
   В творчестве Ирчи Казака ясно различаются три периода, связанные с основными вехами его жизни: ранний творческий период, эпоха ссылки поэта и остаток дней его по возвращении из неё. Каждый из этих периодов отличается своими характерными особенностями, знаменуя собою идейно-тематический и художественный рост поэта»1.Из трёх циклов, на которые делится поэтическое наследие Ирчи Казака, переживания, связанные с пребыванием на русской земле, особенно ярко выразились в сибирском цикле стихов. Это, можно сказать, правдивое «повествование» о мытарствах и злоключениях ссыльных разных национальностей, которые стали жертвами произвола местных и царских чиновников.
В сибирский цикл входят стихотворения «Как я мог предвидеть коварство ханов?», «Три года - мой срок», «Письмо из Сибири», «Осень голубая, как марал» и другие. В них переданы целая гамма чувств и переживаний, взаимосвязь, внутренняя динамика, горение души лирического героя, оказавшегося в царской неволе. К примеру, в стихотворении «Осень голубая, как марал» И. Казак, оказавшийся в плену у царских властей, обратился к шамхалу с горькими упрёками: 

Господин, почему же ты гневом объят?
Разве стоило нас отдавать, как ягнят,
На заклятье собаке-гяуру (царю)?
Нетрудно представить себе тяжелую участь Ирчи Казака, человека, никогда не выезжавшего до этого за пределы близлежащих аулов. А тут сразу далёкая и холодная Сибирь. Сетуя на свою судьбу, И. Казак говорит:

Заставляя кипеть наше нутро, как кастрюлю,
Заставляя жевать одни чёрные сухари,
Заставляя впрягаться, подобно жеребцу в двуколку,
Заставляя испытывать многие земные невзгоды,
В конце концов, связав нас, отправили
В самую Сибирь гяура (царя).
Мы идём, мы идём теперь отсюда
В земли Сибири, чтоб они околели, как надгробный камень.
Терпеливый, сдержанный, гордый Ирчи Казак страдает от унижений, издевательств конвойных и больше всего из-за незаслуженно понесённого наказания. Его гнетёт необходимость молчать и покоряться. Безнадёжность слышна в следующих строках:

Наш мир заволокло туманом, тучами,
Охваченные туманом, переполненные горем,
Беды внезапно обрушились на Казака.
Если даже улетим на крылатых конях,
Мы всё равно в тисках железного капкана.

Личные впечатления и оценки ссыльного Ирчи Казака звучат как типические, как выражение оскорблённых и униженных чувств всех каторжан, прибывших в Сибирь из разных мест тогдашней России:

Вдали (от родины) дни и месяцы, проведшие печально,
Много таких, как и мы батраков и рабов.

«Пером тоски и печали» И. Казак пишет о том, как их гнали по этапу, издевались, унижали человеческое достоинство. Всё, о чём говорит Ирчи Казак, рисуя судьбы закованных в кандалы арестантов, – это описание самой бесправной и обездоленной части русского общества.

Кандалы со звоном, с крепкой заклёпкой,
Годы заточенья с каторжной похлёбкой,
Месяцы дороги, полные скорбей,
Наши руки, ноги пухли от цепей.
Долгие недели шли мы под конвоем,
Ветер в лица нартов веял душным зноем,
Но встречали стойко мы свой трудный час,
Чтоб шайтан злорадно не смотрел на нас.
В стихах Ирчи Казака сибирского цикла, глубоко автобиографичных, воссозданы типические картины жизни ссыльных.

Меж нами Дон широкой лентой лёг,
Семь месяцев шагать нам вдоль дорог.
………………………………………….
И через Дон, да через буйный Терек
Мы на плотах обратно перейдём.

В стихотворении «Воля ханская коварна…»  поэт говорит:

И где-то чуть дальше от Минска
В строю немом с другими я иду,
Когда до Москвы остаётся около тысячи вёрст.

И. Казак достаточно чётко выражает своё отношение к виновникам страданий ссыльных. Рисуя внутренние переживания своего лирического героя и ему подобных жертв властей, он выражает взгляды самых демократических  слоёв общества.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вопросы по родной литературе к диф.зачету для ПСО и РИПК

Вопросы по родной литературе  1.      Что такое фольклор? Классификация фольклора. 2.      Жанры устного народного творчества: ...