четверг, 21 мая 2020 г.

Сатирические произведения Хизгила Авшалумова.


Лекция. Сатирические произведения Хизгила Авшалумова.

Хизгил Авшалумов родился в селе (пригород города , ) в семье крестьянина, по одним сведения, в 1913 году, по другим — в 1916-м. Работал корреспондентом областной горско-еврейской газете «Захметкеш» («Труженик»). Позже учился в совпартшколе.
С 1938 по 1941 годы — научный сотрудник . За этот период им собрано значительное количество произведений горских евреев фольклора разных жанров (фольклора горских евреев), которые вошли в подготовленный им первый сборник горско-еврейского фольклора (1940), с обстоятельным предисловием к нему, а также — русско-(горско-еврейский) терминологический словарь (1940).
В 1939 году опубликовал в первом татском литературном альманахе свою первую повесть «Влюбленные». В 1940 году вышла повесть «Бастуни джовонхо» («Победа молодых»). Авшалумов занимался также переводческой деятельностью. В 1940 году в его переводе выпустило избранные произведения . В этом же году он вступил в .
В 1953 году окончил исторический факультет в Махачкале. В 1960—1991 годах работал редактором журнала «Ватан советиму» («Наша Советская Родина»), где публиковал рассказы о жизни : «Анжал занхо» («Смерть женам»), «Шюваран ди хову» («Двоеженец»).
В большинстве своих рассказов и новелл (о Шими Дербенди) Х. Авшалумов выступает как сатирик и юморист. Шими Дербенди воплощает образ типичного представителя горско-еврейского народа. На протяжении многих лет новеллы о хитроумном Шими Дербенди печатались на страницах республиканских газет. Некоторые из них были опубликованы в журнале, а также изданы за рубежом на немецком, английском, французском и испанском языках. Большой цикл новелл был опубликован в журнале (1969, № 7).
В повестях «Возмездие», «Фамильная арка», «Сказание о любви» писатель отразил обычаи, традиции и быт своего народа на фоне драматических событий дореволюционного и советского периода.
Выпустил нескольких поэтических сборников, в том числе для детей. В сборник «Гюльбоор» вошли стихи и одноименная поэма о судьбе женщины — горской еврейки, Герое Социалистического Труда .
Его перу принадлежат четыре полноактные пьесы, в том числе первая татская музыкальная комедия «Кишди хьомоли» («Кушак бездетности») и историческая драма «Толмач имама Шамиля» (последняя ставилась на сценах государственных кумыкского (1966) и (1987) театров, а также пьесы «Шими Дербенди» и «Любовь в опасности».
Дочь писателя, Людмила Авшалумова, работала в Дагестанском государственном университете, после 1994 года была членом Госсовета Дагестана трёх созывов . Как говорится в Краткой еврейской энциклопедии, после распада Советского Союза в 1991 году отец и дочь присоединились к прокоммунистической оппозиции в России .

Хизгил Авшалумов умер 17 сентября 2001, похоронен на иудейском кладбище в . Его именем названа улица в городе Дербенте, в его родном селении Нюгди школа носит его имя, есть там и его музей.
Хизгил Авшалумов — мастер юмористических рассказов и новелл.
В большинстве своих рассказов и новелл (о Шими Дербенди) Х. Авшалумов выступает как сатирик и юморист. Шими Дербенди воплощает образ типичного представителя горско-еврейского народа. На протяжении многих лет новеллы о хитроумном Шими Дербенди печатались на страницах республиканских газет. Некоторые из них были опубликованы в журнале «Советская литература», а также изданы за рубежом на немецком, английском, французском и испанском языках. 
Немалый интерес представляет рассказ "Встреча у родника"Рассказ «Встреча у родника» интересен своей ретроспективной композицией, знакомым нам, дагестанцам, сюжетом. Омар, главный герой рассказа, женится на городской девушке Сакине, учительнице. Омар, счетовод в колхозе, читает книгу «Как закалялась сталь», но боится идти за водой, боится насмешек. Автор ставит его в смешную ситуацию. Омар хотел, чтобы никто его не заметил, злился на луну, а у родника встречается с таким же приверженцем традиций (воду таскать – обязанность женщин). Испугавшийся вначале, Омар меняет своё отношение к традициям. Он встречает у родника других мужчин и предлагает им всем идти за водой днём. Критикуя ложное самолюбие мужчин, автор мягко подводит читателя к ненужности некоторых традиций и их помехе в движении счастливой жизни. 
Задания и вопросы:
1. Законспектировать лекцию;

2. Прочитать рассказы Х. Авшалумова: "Встреча у родника", "Фамильная арка", "Модная невеста", "Как Шими перевоспитывал свою невестку" (см.: Литература народов Дагестана, 11 класс под ред. С.Х. Ахмедова, с. 123-160).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вопросы по родной литературе к диф.зачету для ПСО и РИПК

Вопросы по родной литературе  1.      Что такое фольклор? Классификация фольклора. 2.      Жанры устного народного творчества: ...