вторник, 16 июня 2020 г.

Фазу Алиева, творческий путь. Поэзия и проза Фазу Алиевой.

      

Фазу Алиева

(1932 - 2016)


5 декабря 1932 года в дагестанском ауле Гиничутль родилась девочка, которая стала гордостью и достоянием республики. Фазу Алиева рано потеряла отца. Гамзат Алиев погиб, когда Фазу и другие дети были очень маленькими, семья осталась без кормильца. Матери пришлось испытывать нужду и трудности, она работала в местной больнице санитаркой. Однако, сильная женщина вырастила прекрасных людей. Они не только закончили среднюю школу, но и все младшие Алиевы получили высшее образование. Материнский подвиг стал главной темой творчества будущей советской поэтессы Фазу Алиевой.
Сочинять стихи Фазу начала в довольно раннем возрасте. Ее поэтическое мастерство росло, как говорится, не по дням, а по часам. Уже во время учебы в школе девушка считалась серьезным поэтом. Первый значительный стих был написан в годы Второй мировой войны. Фазу Алиева (биография поэтессы тут не совсем точна, одни утверждают, что ей тогда было 10, другие - что 11 лет) тогда очень прониклась рассказом учителя о трудностях солдат и написала стих, который очень понравился всем. Его напечатали в школьной стенгазете. Когда девушке исполнилось семнадцать, ее стихотворение напечатал «Большевик гор». Позже творчество юной, но невероятно яркой и талантливой поэтессы из аула заинтересовало и более серьезные периодические издания. 
После окончания школы Алиева четыре года проработала учительницей, пока наконец-то не решилась получить полноценное высшее образование. Поэтому в 1954 году Фазу Алиева начала учебу в Дагестанском женском педагогическом институту в Махачкале. Однако там она проучилась только год, а далее, по совету друзей, решила попробовать сдать экзамены в литературный институт. Отправив свои стихи на конкурс, она получила приглашение приехать в Москву. Здесь она с успехом сдала большинство вступительных экзаменов, кроме русского языка, и ее не приняли. Однако желание поэтессы учиться было столь велико, что она отправилась в приемную комиссию и, пообщавшись с ней, именитые литературоведы и писатели того времени были крайне удивлены, какой талантливый и образованный человек Фазу Алиева. Биография поэтессы была бы неполной, если не упомянуть о периоде учебы в Литературном институте. В те времена в этом учебном заведении преподавали классики советской литературы, и Фазу Алиева многому от них научилась и расширила свой кругозор. Также здесь поэтесса лучше узнала русский язык и стала больше писать русскоязычных стихотворений. После окончания учебы (в 1961 году) Фазу вернулась в Дагестан.
Еще во времена учебы в Москве был опубликован первый сборник стихотворений поэтессы на аварском языке. «Мой родной аул» - так назвала его Фазу Алиева (биография полная поэтессы иногда содержит иное название этой книги - «Родное село»). После возвращения на родину поэтесса стала много писать. Так в 1961 году вышла в свет ее поэма «На берегу моря». А в следующие два года - поэтические сборники «Весенний ветер» и «Радугу раздаю».
В 1962 году поэтесса становится редактором издательства учебно-педагогических книг в Дагестане. В этот период она не только много пишет, но и редактирует произведения других авторов. Кроме того, она пробует свои силы в прозе - пишет роман «Судьба». Творчество писательницы обретает популярность не только в Дагестане и других республиках СССР, но и далеко за их пределами. Ее начинают переводить на русский, шведский, французский, немецкий, английский, польский и другие языки.
Кроме того, Фазу Алиева получает членство в Союзе писателей СССР. 1971 год становится переломным в общественной деятельности Фазу Алиевой. Именно в это время писательница становится главным редактором прогрессивного издания «Женщины Дагестана», а также председателем Дагестанского комитета по защите мира. Также в этот период она "берет под свое крыло" отделение Советского фонда Мира Дагестана и участвует в работе Всемирного совета Мира. Активно участвуя в политической и культурной жизни своей родины, Фазу Алиева на протяжении полутора десятка лет выполняла обязанности заместителя председателя Верховного Совета Дагестана.
Расцвет творчества этой поэтессы пришелся на шестидесятые-семидесятые. Именно в это время ее произведениями заинтересовались другие народы и поэтому их начали переводить на другие языки (Фазу Алиева, несмотря на свободное владение русским, чаще всего писала свои произведения на родном аварском языке). Именно в этот период она пишет легендарные «Комок земли ветер не унесет», «150 косичек невесты», «Письмо в бессмертие», «Вечный огонь», «Когда радость в доме» и другие, не менее известные почитателям ее творчества, произведения.
В период восьмидесятых-девяностых годов Фазу Алиева больше сосредотачивается на прозе, хотя в это время выходят двухтомники избранных произведений поэтессы на русском и аварском языках. В девяностые годы Фазу Алиева публикует сразу три романа: «Два персика» , «Листопад» и «Знак огня». Кроме того, в свет выходят сборники ее прозы - «Излом», «Отчего седеют женщины» и «Дагестанские тосты». К семидесятилетнему юбилею поэтессы было выдано подарочное двенадцатитомное собрание ее сочинений «Талисман».

Поэзия и проза Фазу Алиевой

Фазу Алиева - писательница разностороннего таланта, она выпустила более сорока книг: светлые стихи, увлекательные поэмы, повести и романы. Поэмы "Восемнадцатая весна", "Орлы слетают с гор", "Вечный огонь", "Восхождение" составляют как бы единую эпопею о силе характера горцев, красоте их внутреннего мира. В них автор стремится постичь истоки подвига, раскрыть его духовную основу:
О сколько было подвигов на свете!...
И в каждом этом подвиге - незрима -
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из всего того, что мы вершим пока,-
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на век.
                                   (пер.В.Туркина)
Фазу Алиева умеет писать красиво, высокохудожественно, лаконично.
Вот, например, стихотворение "Два лета":

        Платок набивной,
Как цветочное поле,
Платок набивной
Повязав до рассвета,
Босою ногой
Упираясь в планету,
женщина в поле поет, -
Сама, как могучее лето.
Глаза ее летом
Прогреты,
Ясны, словно летнее небо.
И кажется это -
Два лета,
Два лета
Среди животворного хлеба.
             (пер. И. Лиснянской)
Это стихи о человеке и его силе, о женщине-горянке, о красоте ее трудового подвига. "Зримая живописность, крупный смелый рисунок этих стихов, - пишет Н. Капиева, - сродни лаконичной технике фрески, отвергающей дробность, мелкую деталь".
В произведениях Ф. Алиевой очень часто встречается образ матери. Это самый близкий ей образ, ибо поэтесса смотрит на мир глазами любящей матери с радостью, нежной заботой, любовью и верой. Она умеет опоэтизировать самое будничное, в простом найти что-то интересное, необычайное.
Тема патриотизма, смелости и стойкости разработана в поэмах "Восемнадцатая весна", "Вечный огонь", "Гора не боится града", "Орлы слетают с гор".
Эти поэмы являются сугубо реалистическими произведениями, в них автор стремится постичь истоки подвига, раскрыть его духовную основу. Но есть в творчестве Ф. Алиевой произведения, написанные в чисто сказочной, условной манере. Символика, фантастика, гротеск составляют основу образного обобщения, например "Легенды о прекрасной Захрат", в которой создан образ воительницы-горянки, ставшей во главе защитников Родины.
Поэма "Гора не боится града" построена на смелой аллегории. Это взволнованный рассказ солдата Шапи из страны бессмертия, обращенный к молодому поколению нашего времени. Шапи ушел из жизни во имя живых, выполнив свой долг перед Родиной, но он живет в веках и своим бессмертием зовет молодежь на подвиги и в мирные дни, и в дни тяжелых испытаний, выпадающих на долю народа.
До войны Шапи был "оживителем скал", потомственным каменотесом. Предки завещали ему трудиться на благо народа. На скрижалях камней он читал письмена, начертанные его предками. Они гласили:"Все тленно, только мужество бессмертно и в мирный час, и в час, когда война... Нет ничего щедрей родимой почвы, каков твой корень, таковы плоды".
"Гора не боится града" написана в форме монолога, но поэме свойствен полифонический характер, в ней сливаются различные голоса, говорящие друг с другом. Соединение монологичности с многоголосием создает своеобразие поэтического текста.
Положительную оценку получили многоплановые романы "Судьба", "Комок земли ветер не унесет", "Родовой герб", "Родники рождаются в горах", "Роса выпадает на каждую травинку" и другие. Они сложны по композиции, по психологической разработке характеров, написаны в возвышенно-романтическом стиле, повествуют о судьбах женщин гор, преодолевших огромные трудности и нашедших свое счастье. Язык Ф. Алиевой метафоричен, изобилует афоризмами, изречениями.
Большое место в прозаических произведениях писательницы занимают воспоминания. "Да, необъяснимую власть имеют над человеком воспоминания. Прошлое не умирает. Жизнь только оттесняет их в самый потаенный уголок сердца и памяти". Это из книги "Корзина спелой вишни" - романа в новеллах. "Две жизни есть у человека. Настоящая и прошлая, та, которую хранит память. Воспоминания - это наша вторая жизнь". А это из романа "Родники рождаются в горах".
Ф. Алиева больше всего на свете ценит память, она старается помнить все, ибо потеря памяти - это потеря человеческой сути. Равнодушие к природе и памяти предков приводит к бесчеловечности. Поэтому, наверное, проблема памяти и правды очень остро стоит во всей современной литературе. С решением этой проблемы во многом связано и использование писателями фольклорных средств изображения, возвращение к художественному опыту многих поколений.
Почти как сказка написана новелла Алиевой "Сад Марии" (из книги "Два персика"), в которой рассказывается о русской девушке, сумевшей, преодолев невообразимые трудности, посадить на Хунзахском плато фруктовый сад...Марии не суждено было попробовать плодов из этого сада: она погибла, защищая Родину.
В поэмах Ф. Алиевой важную роль играет повествовательный сюжет. 
Над своими романами в новеллах, составившими своеобразную трилогию, писательница работала длительное время. Опубликованные в 1970-е годы романы "Роса выпадает на каждую травинку", "Корзина спелой вишни" и "Восьмой понедельник" привлекли внимание читателей и критики необычайной искренностью и лиризмом. Новеллы объединены фигурой автора-рассказчика, которая способствует развитию сюжета.
И поистине любовь рождает отвагу, как мы видим это в новелле о самоотверженной Кумсият, дочери бедняка Мусы, которая горячо любит пастуха Османа. Отец не хочет отдать дочь за пастуха, потому что тот не может заплатить за нее даже маленький калым. И Кумсият с риском для жизни по ночам поднимается на высокую скалу за медом диких пчел, для того чтобы вырученные от его продажи деньги передать Осману: тогда юноша сможет жениться на ней.
Судьбы многих героев Фазу Алиевой трагичны. Совершая подвиги ради близких, многие из них погибают.
"Законы гор" - это не толстые книги... Это последняя искорка огня, которую одна мозолистая рука передаст другой. Это свадьба, на которую приглашается весь аул...
Родная страна, люди труда, их дела стали центральной темой ее творчества. Поэтическое кредо Ф. Алиевой - стихом, песней славить труд, помогать людям строить и жить. Мысли и думы поэтессы тесно связаны с Родиной, в ее произведениях люди различных национальностей, разных профессий. Но больше всех она любит тружеников, которые живут и работают на земле. Примером этому может послужить стихотворение "Песня пахаря", в котором высокохудожественно опоэтизирован труд землепашца.

Песня пахаря

Я - пахарь!
За упряжкой бычьей
Веду я плуг по черным комьям.
К закату дня пахать закончу,
А завтра - семена готовь
Глубоко ранит плоть земную
Мой острый лемех...
Нет, не ранит
В ней жилы новые проводит,
Чтоб свежая бурлила кровь.

Блеснут в моих ладонях грубых
Лучистые крупинки зерен.
Их - жаждущих преображенья -
Земле оттаявшей
Отдам:
Пусть набухают, прорастают,
Пусть нивой шелестящей станут,
И в каждом колосе - награда
Заботливым моим трудам.

Я - пахарь!
Я земле не клялся -
Я просто ей всю душу отдал.
Пусть примет россыпь золотую,
Распаханный весенний пласт.
И не боюсь земле суровой
Казну бесценную доверить:
Земля не ведает обмана -
Отплатит щедро,
Не предаст.

Корнями всей судьбы я сросся
С ней - с этой почвой каменистой,
Дарить ей радость, жизнь, цветенье -
Нет счастья для меня светлей,
И нет печальнее картины
Для взгляда моего и сердца,
Чем вид заросших сорняками,
Пустых, заброшенных полей...

Я -пахарь!
Гордо вол шагает,
Вонзая лемех в плоть земную,
И знай: не рукоятки плуга
Сейчас держу в ладонях я -
В моих руках
Вся радость жизни,
Ростки надежд и зерна правды,
Ребячий смех, влюбленный шепот -
Все изобилье бытия.

Пусть веселей шумят колосья,
Дружней, сытней живется людям, -
Чтоб крепло братство,
Гасла зависть,
Чтоб мир от злобы не ослеп,
Пусть на земле никто не знает
Голодных мук и унижений,
Пусть пахнет счастьем
Вся планета, как свежевыпеченный хлеб!
                                       (пер. С. Северцева)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вопросы по родной литературе к диф.зачету для ПСО и РИПК

Вопросы по родной литературе  1.      Что такое фольклор? Классификация фольклора. 2.      Жанры устного народного творчества: ...