четверг, 7 мая 2020 г.

Гамзат Цадаса, жизнь и творчество. Стих. «Маленькой Пати». Поэма «Сказание о чабане».

   

Гамзат Цадаса оставил богатое и разнообразное творческое наследие, произведения всех родов литературы и жанров песенной поэзии, отличающиеся самобытностью, художественным мастерством, яркостью и индивидуальностью стиля и языка.
Гамзат Цадаса – талантливый поэт-самородок. В письме по поводу издания сборника своих произведений в Дагиздательстве он писал: «Мои творческие возможности, способности считаю природным явлением». Рассказывая о своём творческом пути, он отмечает: «Что же касается меня, то моя жизнь прошла в вечной тяге ко всему, что называется поэзией…». Огромное влияние на творчество Г. Цадасы оказала богатейшая песенная поэзия аварского народа, как народная, так и профессиональная.
У него были предшественники – великие поэты-лирики: Эльдарилав, Али-Гаджи из Инхо, Тажудин-Чанка из Батлаича, Махмуд из Кахаб-Росо. На этой благодатной ниве созревал его талант. Цадаса очень ценил поэтическую культуру своего родного народа. Как пишет Г.Г. Гамзатов, «аварский народ высоко ценит стих, у него исключительно богатое стиховое воображение».
Испытания, которые посылала судьба поэту, также повлияли на его творчество. Благодаря им он сумел проникнуть в глубины народной жизни, народной истории, народной культуры. Жизнь народа поэт изучал не по книгам, а на собственном опыте. Поэтому его знания о народе обширны и глубоки.
Г. Цадаса родился в многодетной семье горского крестьянина в 1877 году, а в 1883 году в шестилетнем возрасте он остался круглым сиротой. В примечетской школе аула Цада его обучал алим Нурмагомед. Позже опекун – двоюродный брат отца – в десятилетнем возрасте определил его в примечетскую школу соседнего аула Геничутль.

Свое образование Цадаса впоследствии продолжил в Гонохе, Обода, Гацалухе, Хариколо, Гоцатле, Бакда-Амущи, Ингердахе, Чиркее, в чеченском ауле Сиржинюрт. Учёба продолжалась в течение двадцати пяти лет с небольшими перерывами.
Гамзат не ограничился получением начального и среднего духовного образования, а последовательно продолжил все его ступени, включая и высшую. Сказались и тяга ученика к знаниям, как выразился поэт, «знаний жаждала душа», и его любознательность, надежда получить после хорошего образования духовный сан, дающий гарантированную оплату своего труда и уважение общества. Кроме того, на выбор повлияли и семейные традиции (и дед, и отец имели духовное образование, были известными и уважаемыми людьми на Хунзахском плато). Поэт с присущей ему скромностью писал, что его отец был человеком «немного образованным», «изучившим Махали».
Очевидно, что книга «Махали» – «Основы мусульманского права» – не была учебным пособием для начинающих или же первого этапа обучения. Изучение её требовало серьёзной предварительной подготовки. Кроме того, сын поэта – академик РАН Г.Г. Гамзатов – рассказывает, что Гамзат с сожалением говорил, что свою библиотеку его отец завещал двоюродному брату Исе-Гаджи. Если же человек имел книжную коллекцию или библиотеку, его считали в горах учёным.
После окончания учёбы в 1908 году Гамзат работал в качестве дибира в аулах Цада, Хариколо, Гимры, Манас-аул. Естественно, занимая эту должность, он обязан был углублять свои знания. Г. Цадаса продолжил самообразование и углубленное изучение ислама, особенно фикхи – мусульманского законодательства, в котором он разбирался обстоятельно. В результате многолетнего обучения и самостоятельных занятий Гамзат Цадаса, по выражению известного учёного-историка Р.М. Магомедова, «обладал классической образованностью», владел знаниями настолько глубоко и всесторонне, что специалисты-учёные обращались к нему за консультацией по вопросам истории Дагестана, истории ислама и исламских наук и образования, культуры Дагестана, традиций, обычаев, обрядов его народов, всего, что касается прошлого Дагестана.
Учёба, служба, жизнь в различных аулах Аварии, наличие родственников в аулах Гозолоколо, Гортколо, Обода, Ахальчи, Хариколо, Ортаколо, необходимость часто бывать в них позволили поэту подробно изучить все тонкости быта своего народа. Знания его в этой области отличались энциклопедичностью, и это отразилось в его литературной деятельности, так как «в познанье народа – поэта величье».
Сын Г. Цадасы, Расул Гамзатов, ставший выдающимся поэтом современности и наследником таланта отца на литературном поприще, имеет моральное право отметить кровную связь поэта с его родным народом:
В каждом горце, я знаю, есть нечто такое, //
Что всегда мне напомнит отца моего,
Ты, отец, был народом, и он был тобою,
Ты причастен к бессмертью его.
                                      (Перевод Н. Гребнева)
В процессе творчества, длившегося в течение шести десятилетий (с 1891 по 1951 год), Гамзат Цадаса определил целую эпоху в развитии национальной художественной культуры родного народа, внеся лепту в развитие не только дагестанского искусства, но и всей литературы советского периода.
Поэт в автобиографии указывает, что он в 1891 году написал стихотворение «Собака Алибека» и дал прочесть соседу. Это значит, что Гамзат Цадаса с самого начала творческой деятельности систематически записывал свои произведения и выступал как профессиональный литератор. Такое явление народный поэт Кабардино-Балкарии Алим Кешоков назвал «посадить песню на коня». Это означало, что автор созданное им стихотворение-песню передавал известному певцу, тот её исполнял, другие подхватывали, и она получала свою самостоятельную жизнь.
И стихи Гамзата Цадасы читались людьми, переписывались, повторялись, так как в них горцы находили отзвуки своих чувств и мыслей. Они читались, пелись, обсуждались, оценивались, народ их воспринимал как свои. Это была своего рода устная критика.
Впервые подборка стихов Гамзата Цадасы была опубликована в книге «Сборник старинных аварских песен и рассказов», составленной в 1929 году известным ученым и просветителем Абдулатипом Шамхаловым. Составитель отмечает: «Необходимы были произведения, которые бы развенчали вредные адаты, бытующие среди народа, призывающие народ красивыми, художественными словами к полезным делам и поступкам. Лучшим из тех, которые создают такие произведения, является Гамзат Магомедов из Цада...».
С середины 30-х годов XX века литературная и общественная деятельность Гамзата Цадасы получила широкое общественное признание. В 1934 году он был удостоен высокого звания «Народный поэт Дагестана», ему была установлена писательская стипендия, и он полностью и целиком мог посвятить себя творчеству.
***
Начало творческой деятельности Цадасы относят к 1891 году, когда им была сложена сатирическая песня об издохшей с голоду собаке богатого соседа.

В 1893 году получает широкую известность другое сатирическое произведение Г. Цадасы – «Стихи о харчевне», где высмеивается некий торгаш, решивший разбогатеть, открыв харчевню. Молодому поэту он заказал песню, которая должна была послужить рекламой, а получилось наоборот: Цадаса высмеял нечестного хозяина харчевни. Перепуганный заказчик предлагает поэту в подарок белого коня, лишь бы песня не была обнародована. Но Гамзат отказался от подарка, стихи разошлись по всей Аварии, скупой торгаш вынужден был закрыть своё заведение.
С 1931 года Г. Цадаса работает в хунзахской газете «Горец». Он пишет агитационные стихи, в которых использует меткую народную речь, разоблачая такие уродливые явления действительности, как кровная месть, религиозные предрассудки, невежество, косность и др.
В 1933 году состоялась встреча Цадасы с Николаем Тихоновым, который позже вспоминал: «…Это был самый острый ум современной Аварии, поэт, убивавший словом врагов нового, мудрец, искушенный во всех тонкостях народного быта, беспощадный ко всему ложному, смелый борец с невежеством, глупостью, корыстью».
В 1934 году, к Первому съезду писателей Дагестана, в Махачкале выходит книга Цадасы «Метла адатов». На съезде Цадасе присваивают почетное звание народного поэта Дагестана, избирают делегатом на Первый съезд писателей в Москве. По возвращении домой он целиком отдается литературной деятельности, много ездит по республике, проводит митинги, литературные вечера.
Дарование Цадасы особенно проявилось в суровые годы Великой Отечественной войны. В первый же день войны он выступил по радио со стихами и речью. По приглашению правительства Цадаса переезжает в Махачкалу. На протяжении всех военных лет поэт неустанно трудится как сатирик и оратор. Многочисленные его выступления воодушевляют горцев на героические свершения как в тылу, так и на фронте.
Немолодой уже поэт выезжал на коне на линию фронта к Нальчику, в кабардинские аулы, видел зверства врагов, рассказывал людям об этом и призывал к стойкости, к усилению борьбы с фашизмом.
За годы войны им созданы произведения различных жанров, которые вошли в книгу «За Родину!». По его инициативе в Дагестане издавались письма-листовки «Дагестан – своим фронтовикам», которые пользовались большим успехом на фронте среди воинов-горцев.
Война отняла у поэта двух сыновей – Магомеда и Ахильчи. Страшную утрату поэт перенёс с большим мужеством, по-прежнему оставался в строю, выступал с речами и стихами. Он был одним из инициаторов сбора средств в помощь фронту, на строительство танковых колонн и боевых эскадрилий.
Созданные в военные годы стихи «Песня жены фронтовика» и «Маленькой Пати» получили большую известность в горах.
После войны Цадаса успешно продолжал свою творческую деятельность. Он написал более ста стихотворений, три комедии, перевёл на аварский язык поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила» и др. В 1950 году он написал поэму «Сказание о чабане», которая рисует судьбы аварского крестьянства на протяжении тридцати с лишним лет.
Писатель и общественный деятель, Г. Цадаса в послевоенные годы неутомимо борется за мир, дружбу народов. Итогом его творческих исканий в этом плане является посмертный сборник «Песни мира».
Задание:
1. Законспектировать лекцию о жизни и творчестве Гамзата Цадасы.
2. Прочитать стихотворение «Маленькой Пати».
Маленькой Пати
Прошу тебя, внучка,
Ты деда прости,
С недоброю вестью
Я прибыл, Пати.
Из области дальней
Вернулся в наш дом
Я с вестью печальной
О папе твоём.
Мечтал он, желанья
Свои торопя,
Хоть краешком глаза
Увидеть тебя.
Писал он: «Утешьте
Дочурку Пати.
Ей-богу, как прежде,
Здоров я почти».

Семью успокоить
Хотел, а меж тем
Пришла телеграмма,
Что плох он совсем.

Я в поезде мчался,
Добрался в два дня,
Но он не дождался
В санбате меня.

В походной шинели,
С морщиной на лбу,
Под белым халатом
Лежал он в гробу.

Вблизи Балашова,
Где жертвы войны
Смотрели сурово
Посмертные сны,

Остался отец твой
Лежать недвижим,
С лицом, обращённым
К нагорьям родным.

И, как по закону,
Что принят в горах,
Встал камень гранёный
В его головах.

Сокровище бабушки,
Свет моих глаз –
Он умер, отец твой,
Покинул всех нас.
                                 1943
                                 Перевод Якова Козловского
   3. Ответить на вопросы:
1) какова история создания стихотворения «Маленькой Пати»?
2) какие чувства к маленькой девочке возникают при чтении стихотворения, посвященного внучке?
3) почему горе отца, т. е. Гамзата Цадасы, немногословно?
4. Посмотреть мультфильмы «Слон и муравей» (1948), «Лев и заяц» (1949) по мотивам горских басен народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Определить тему, проблему, идею этих мультфильмов..
5. Проанализировать басню «Мечтатель-пастух»
Славился в старом Хунзахе пастух:

Беден, как мышь, но мечтами богат.

Спал бобылём на соломе старик,

Глупой надежде, как юноша, рад.


В сакле пустой лишь болтался кувшин,

Низко подвешенный им к потолку,-

Маслом платили за труд, и кувшин

Маслохранилищем был пастуху.



Перед кувшином мечтатель вставал,

Есть он хотел, а еду знал одну:

В масло лишь палец обмакивал он,

С чёрствой лепёшкой глотая слюну.



В сакле задымленной тесно мечте –

Грёзил пастух возле горных вершин,

Шел по горам за богатством бедняк,

Прибыль считал и смотрел на кувшин:



«С маслом кувшин я отдам за овцу,

Трижды в годину она даст мне ягнят,

Каждая матка двоих принесёт,

Целое стадо ягнят наплодят…»



Палкой кувшин горемыка задел,

Глиняная зашуршала труха,

Масло, что каплю за каплей копил,

Лужей у ног разлилось пастуха.



Праздные мигом пропали мечты,

В сакле, как прежде, живёт он один.

Палку сломал он и выбросил вон,

Ту, что разбила мечту и кувшин.
Выполнить задание:

1)     найти эпитеты; метафоры; сравнения;

2)     определить мораль этой басни;

3)   привести в пример пословицы, которые схожи с моралью басни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вопросы по родной литературе к диф.зачету для ПСО и РИПК

Вопросы по родной литературе  1.      Что такое фольклор? Классификация фольклора. 2.      Жанры устного народного творчества: ...