Гамзат
Цадаса оставил богатое и разнообразное творческое наследие, произведения всех
родов литературы и жанров песенной поэзии, отличающиеся самобытностью,
художественным мастерством, яркостью и индивидуальностью стиля и языка.
Гамзат
Цадаса – талантливый поэт-самородок. В письме по поводу издания сборника своих
произведений в Дагиздательстве он писал: «Мои творческие возможности,
способности считаю природным явлением». Рассказывая о своём творческом пути, он
отмечает: «Что же касается меня, то моя жизнь прошла в вечной тяге ко всему,
что называется поэзией…». Огромное влияние на творчество Г. Цадасы оказала
богатейшая песенная поэзия аварского народа, как народная, так и
профессиональная.
У
него были предшественники – великие поэты-лирики: Эльдарилав, Али-Гаджи из
Инхо, Тажудин-Чанка из Батлаича, Махмуд из Кахаб-Росо. На этой благодатной ниве
созревал его талант. Цадаса очень ценил поэтическую культуру своего родного
народа. Как пишет Г.Г. Гамзатов, «аварский народ высоко ценит стих, у него
исключительно богатое стиховое воображение».
Испытания,
которые посылала судьба поэту, также повлияли на его творчество. Благодаря им
он сумел проникнуть в глубины народной жизни, народной истории, народной
культуры. Жизнь народа поэт изучал не по книгам, а на собственном опыте.
Поэтому его знания о народе обширны и глубоки.
Г.
Цадаса родился в многодетной семье горского крестьянина в 1877 году, а в 1883
году в шестилетнем возрасте он остался круглым сиротой. В примечетской школе
аула Цада его обучал алим Нурмагомед. Позже опекун – двоюродный брат отца – в
десятилетнем возрасте определил его в примечетскую школу соседнего аула
Геничутль.
Свое
образование Цадаса впоследствии продолжил в Гонохе, Обода, Гацалухе, Хариколо,
Гоцатле, Бакда-Амущи, Ингердахе, Чиркее, в чеченском ауле Сиржинюрт. Учёба
продолжалась в течение двадцати пяти лет с небольшими перерывами.
Гамзат
не ограничился получением начального и среднего духовного образования, а
последовательно продолжил все его ступени, включая и высшую. Сказались и тяга
ученика к знаниям, как выразился поэт, «знаний жаждала душа», и его
любознательность, надежда получить после хорошего образования духовный сан,
дающий гарантированную оплату своего труда и уважение общества. Кроме того, на
выбор повлияли и семейные традиции (и дед, и отец имели духовное образование,
были известными и уважаемыми людьми на Хунзахском плато). Поэт с присущей ему
скромностью писал, что его отец был человеком «немного образованным»,
«изучившим Махали».
Очевидно,
что книга «Махали» – «Основы мусульманского права» – не была учебным пособием
для начинающих или же первого этапа обучения. Изучение её требовало серьёзной
предварительной подготовки. Кроме того, сын поэта – академик РАН Г.Г. Гамзатов
– рассказывает, что Гамзат с сожалением говорил, что свою библиотеку его отец
завещал двоюродному брату Исе-Гаджи. Если же человек имел книжную коллекцию или
библиотеку, его считали в горах учёным.
После
окончания учёбы в 1908 году Гамзат работал в качестве дибира в аулах Цада,
Хариколо, Гимры, Манас-аул. Естественно, занимая эту должность, он обязан был
углублять свои знания. Г. Цадаса продолжил самообразование и углубленное
изучение ислама, особенно фикхи – мусульманского законодательства, в котором он
разбирался обстоятельно. В результате многолетнего обучения и самостоятельных
занятий Гамзат Цадаса, по выражению известного учёного-историка Р.М.
Магомедова, «обладал классической образованностью», владел знаниями настолько
глубоко и всесторонне, что специалисты-учёные обращались к нему за
консультацией по вопросам истории Дагестана, истории ислама и исламских наук и
образования, культуры Дагестана, традиций, обычаев, обрядов его народов, всего,
что касается прошлого Дагестана.
Учёба,
служба, жизнь в различных аулах Аварии, наличие родственников в аулах
Гозолоколо, Гортколо, Обода, Ахальчи, Хариколо, Ортаколо, необходимость часто
бывать в них позволили поэту подробно изучить все тонкости быта своего народа.
Знания его в этой области отличались энциклопедичностью, и это отразилось в его
литературной деятельности, так как «в познанье народа – поэта величье».
Сын
Г. Цадасы, Расул Гамзатов, ставший выдающимся поэтом современности и
наследником таланта отца на литературном поприще, имеет моральное право
отметить кровную связь поэта с его родным народом:
В
каждом горце, я знаю, есть нечто такое, //
Что
всегда мне напомнит отца моего,
Ты,
отец, был народом, и он был тобою,
Ты
причастен к бессмертью его.
(Перевод
Н. Гребнева)
В
процессе творчества, длившегося в течение шести десятилетий (с 1891 по 1951
год), Гамзат Цадаса определил целую эпоху в развитии национальной
художественной культуры родного народа, внеся лепту в развитие не только
дагестанского искусства, но и всей литературы советского периода.
Поэт
в автобиографии указывает, что он в 1891 году написал стихотворение «Собака
Алибека» и дал прочесть соседу. Это значит, что Гамзат Цадаса с самого начала
творческой деятельности систематически записывал свои произведения и выступал
как профессиональный литератор. Такое явление народный поэт Кабардино-Балкарии
Алим Кешоков назвал «посадить песню на коня». Это означало, что автор созданное
им стихотворение-песню передавал известному певцу, тот её исполнял, другие
подхватывали, и она получала свою самостоятельную жизнь.
И
стихи Гамзата Цадасы читались людьми, переписывались, повторялись, так как в
них горцы находили отзвуки своих чувств и мыслей. Они читались, пелись,
обсуждались, оценивались, народ их воспринимал как свои. Это была своего рода
устная критика.
Впервые
подборка стихов Гамзата Цадасы была опубликована в книге «Сборник старинных
аварских песен и рассказов», составленной в 1929 году известным ученым и
просветителем Абдулатипом Шамхаловым. Составитель отмечает: «Необходимы были
произведения, которые бы развенчали вредные адаты, бытующие среди народа,
призывающие народ красивыми, художественными словами к полезным делам и
поступкам. Лучшим из тех, которые создают такие произведения, является Гамзат
Магомедов из Цада...».
С
середины 30-х годов XX
века литературная и общественная деятельность Гамзата Цадасы получила широкое
общественное признание. В 1934 году он был удостоен высокого звания «Народный
поэт Дагестана», ему была установлена писательская стипендия, и он полностью и
целиком мог посвятить себя творчеству.
***
Начало
творческой деятельности Цадасы относят к 1891 году, когда им была сложена
сатирическая песня об издохшей с голоду собаке богатого соседа.
В
1893 году получает широкую известность другое сатирическое произведение Г.
Цадасы – «Стихи о харчевне», где высмеивается некий торгаш, решивший
разбогатеть, открыв харчевню. Молодому поэту он заказал песню, которая должна
была послужить рекламой, а получилось наоборот: Цадаса высмеял нечестного
хозяина харчевни. Перепуганный заказчик предлагает поэту в подарок белого коня,
лишь бы песня не была обнародована. Но Гамзат отказался от подарка, стихи
разошлись по всей Аварии, скупой торгаш вынужден был закрыть своё заведение.
С
1931 года Г. Цадаса работает в хунзахской газете «Горец». Он пишет агитационные
стихи, в которых использует меткую народную речь, разоблачая такие уродливые
явления действительности, как кровная месть, религиозные предрассудки,
невежество, косность и др.
В
1933 году состоялась встреча Цадасы с Николаем Тихоновым, который позже
вспоминал: «…Это был самый острый ум современной Аварии, поэт, убивавший словом
врагов нового, мудрец, искушенный во всех тонкостях народного быта, беспощадный
ко всему ложному, смелый борец с невежеством, глупостью, корыстью».
В
1934 году, к Первому съезду писателей Дагестана, в Махачкале выходит книга
Цадасы «Метла адатов». На съезде Цадасе присваивают почетное звание народного
поэта Дагестана, избирают делегатом на Первый съезд писателей в Москве. По
возвращении домой он целиком отдается литературной деятельности, много ездит по
республике, проводит митинги, литературные вечера.
Дарование
Цадасы особенно проявилось в суровые годы Великой Отечественной войны. В первый
же день войны он выступил по радио со стихами и речью. По приглашению
правительства Цадаса переезжает в Махачкалу. На протяжении всех военных лет
поэт неустанно трудится как сатирик и оратор. Многочисленные его выступления
воодушевляют горцев на героические свершения как в тылу, так и на фронте.
Немолодой
уже поэт выезжал на коне на линию фронта к Нальчику, в кабардинские аулы, видел
зверства врагов, рассказывал людям об этом и призывал к стойкости, к усилению
борьбы с фашизмом.
За
годы войны им созданы произведения различных жанров, которые вошли в книгу «За
Родину!». По его инициативе в Дагестане издавались письма-листовки «Дагестан –
своим фронтовикам», которые пользовались большим успехом на фронте среди
воинов-горцев.
Война
отняла у поэта двух сыновей – Магомеда и Ахильчи. Страшную утрату поэт перенёс
с большим мужеством, по-прежнему оставался в строю, выступал с речами и
стихами. Он был одним из инициаторов сбора средств в помощь фронту, на
строительство танковых колонн и боевых эскадрилий.
Созданные
в военные годы стихи «Песня жены фронтовика» и «Маленькой Пати» получили большую
известность в горах.
После
войны Цадаса успешно продолжал свою творческую деятельность. Он написал более
ста стихотворений, три комедии, перевёл на аварский язык поэму А. Пушкина
«Руслан и Людмила» и др. В 1950 году он написал поэму «Сказание о чабане»,
которая рисует судьбы аварского крестьянства на протяжении тридцати с лишним
лет.
Писатель
и общественный деятель, Г. Цадаса в послевоенные годы неутомимо борется за мир,
дружбу народов. Итогом его творческих исканий в этом плане является посмертный
сборник «Песни мира».
Задание:
1.
Законспектировать лекцию о жизни и творчестве Гамзата Цадасы.
2.
Прочитать стихотворение «Маленькой Пати».
Маленькой Пати
Прошу тебя, внучка,
Ты деда прости,
С недоброю вестью
Я прибыл, Пати.
Из области дальней
Вернулся в наш дом
Я с вестью печальной
О папе твоём.
Мечтал он, желанья
Свои торопя,
Хоть краешком глаза
Увидеть тебя.
Писал он: «Утешьте
Дочурку Пати.
Ей-богу, как прежде,
Здоров я почти».
Семью успокоить
Хотел, а меж тем
Пришла телеграмма,
Что плох он совсем.
Я в поезде мчался,
Добрался в два дня,
Но он не дождался
В санбате меня.
В походной шинели,
С морщиной на лбу,
Под белым халатом
Лежал он в гробу.
Вблизи Балашова,
Где жертвы войны
Смотрели сурово
Посмертные сны,
Остался отец твой
Лежать недвижим,
С лицом, обращённым
К нагорьям родным.
И, как по закону,
Что принят в горах,
Встал камень гранёный
В его головах.
Сокровище бабушки,
Свет моих глаз –
Он умер, отец твой,
Покинул всех нас.
1943
Перевод Якова
Козловского
3. Ответить на вопросы:
1)
какова история создания стихотворения «Маленькой Пати»?
2)
какие чувства к маленькой девочке возникают при чтении стихотворения,
посвященного внучке?
3)
почему горе отца, т. е. Гамзата Цадасы, немногословно?
4.
Посмотреть мультфильмы «Слон и муравей» (1948), «Лев и заяц» (1949) по мотивам
горских басен народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Определить тему, проблему,
идею этих мультфильмов. .
5.
Проанализировать басню «Мечтатель-пастух»
Славился в старом Хунзахе пастух:
Беден, как мышь, но мечтами богат.
Спал бобылём на соломе старик,
Глупой надежде, как юноша, рад.
В сакле пустой лишь болтался кувшин,
Низко подвешенный им к потолку,-
Маслом платили за труд, и кувшин
Маслохранилищем был пастуху.
Перед кувшином мечтатель вставал,
Есть он хотел, а еду знал одну:
В масло лишь палец обмакивал он,
С чёрствой лепёшкой глотая слюну.
В сакле задымленной тесно мечте –
Грёзил пастух возле горных вершин,
Шел по горам за богатством бедняк,
Прибыль считал и смотрел на кувшин:
«С маслом кувшин я отдам за овцу,
Трижды в годину она даст мне ягнят,
Каждая матка двоих принесёт,
Целое стадо ягнят наплодят…»
Палкой кувшин горемыка задел,
Глиняная зашуршала труха,
Масло, что каплю за каплей копил,
Лужей у ног разлилось пастуха.
Праздные мигом пропали мечты,
В сакле, как прежде, живёт он один.
Палку сломал он и выбросил вон,
Ту, что разбила мечту и кувшин.
Выполнить задание:
1)
найти эпитеты; метафоры; сравнения;
2) определить мораль этой
басни;
3) привести в пример пословицы, которые схожи с моралью басни.
Гамзат
Цадаса оставил богатое и разнообразное творческое наследие, произведения всех
родов литературы и жанров песенной поэзии, отличающиеся самобытностью,
художественным мастерством, яркостью и индивидуальностью стиля и языка.
Гамзат
Цадаса – талантливый поэт-самородок. В письме по поводу издания сборника своих
произведений в Дагиздательстве он писал: «Мои творческие возможности,
способности считаю природным явлением». Рассказывая о своём творческом пути, он
отмечает: «Что же касается меня, то моя жизнь прошла в вечной тяге ко всему,
что называется поэзией…». Огромное влияние на творчество Г. Цадасы оказала
богатейшая песенная поэзия аварского народа, как народная, так и
профессиональная.
У
него были предшественники – великие поэты-лирики: Эльдарилав, Али-Гаджи из
Инхо, Тажудин-Чанка из Батлаича, Махмуд из Кахаб-Росо. На этой благодатной ниве
созревал его талант. Цадаса очень ценил поэтическую культуру своего родного
народа. Как пишет Г.Г. Гамзатов, «аварский народ высоко ценит стих, у него
исключительно богатое стиховое воображение».
Испытания,
которые посылала судьба поэту, также повлияли на его творчество. Благодаря им
он сумел проникнуть в глубины народной жизни, народной истории, народной
культуры. Жизнь народа поэт изучал не по книгам, а на собственном опыте.
Поэтому его знания о народе обширны и глубоки.
Г.
Цадаса родился в многодетной семье горского крестьянина в 1877 году, а в 1883
году в шестилетнем возрасте он остался круглым сиротой. В примечетской школе
аула Цада его обучал алим Нурмагомед. Позже опекун – двоюродный брат отца – в
десятилетнем возрасте определил его в примечетскую школу соседнего аула
Геничутль.
Свое
образование Цадаса впоследствии продолжил в Гонохе, Обода, Гацалухе, Хариколо,
Гоцатле, Бакда-Амущи, Ингердахе, Чиркее, в чеченском ауле Сиржинюрт. Учёба
продолжалась в течение двадцати пяти лет с небольшими перерывами.
Гамзат
не ограничился получением начального и среднего духовного образования, а
последовательно продолжил все его ступени, включая и высшую. Сказались и тяга
ученика к знаниям, как выразился поэт, «знаний жаждала душа», и его
любознательность, надежда получить после хорошего образования духовный сан,
дающий гарантированную оплату своего труда и уважение общества. Кроме того, на
выбор повлияли и семейные традиции (и дед, и отец имели духовное образование,
были известными и уважаемыми людьми на Хунзахском плато). Поэт с присущей ему
скромностью писал, что его отец был человеком «немного образованным»,
«изучившим Махали».
Очевидно,
что книга «Махали» – «Основы мусульманского права» – не была учебным пособием
для начинающих или же первого этапа обучения. Изучение её требовало серьёзной
предварительной подготовки. Кроме того, сын поэта – академик РАН Г.Г. Гамзатов
– рассказывает, что Гамзат с сожалением говорил, что свою библиотеку его отец
завещал двоюродному брату Исе-Гаджи. Если же человек имел книжную коллекцию или
библиотеку, его считали в горах учёным.
После
окончания учёбы в 1908 году Гамзат работал в качестве дибира в аулах Цада,
Хариколо, Гимры, Манас-аул. Естественно, занимая эту должность, он обязан был
углублять свои знания. Г. Цадаса продолжил самообразование и углубленное
изучение ислама, особенно фикхи – мусульманского законодательства, в котором он
разбирался обстоятельно. В результате многолетнего обучения и самостоятельных
занятий Гамзат Цадаса, по выражению известного учёного-историка Р.М.
Магомедова, «обладал классической образованностью», владел знаниями настолько
глубоко и всесторонне, что специалисты-учёные обращались к нему за
консультацией по вопросам истории Дагестана, истории ислама и исламских наук и
образования, культуры Дагестана, традиций, обычаев, обрядов его народов, всего,
что касается прошлого Дагестана.
Учёба,
служба, жизнь в различных аулах Аварии, наличие родственников в аулах
Гозолоколо, Гортколо, Обода, Ахальчи, Хариколо, Ортаколо, необходимость часто
бывать в них позволили поэту подробно изучить все тонкости быта своего народа.
Знания его в этой области отличались энциклопедичностью, и это отразилось в его
литературной деятельности, так как «в познанье народа – поэта величье».
Сын
Г. Цадасы, Расул Гамзатов, ставший выдающимся поэтом современности и
наследником таланта отца на литературном поприще, имеет моральное право
отметить кровную связь поэта с его родным народом:
В
каждом горце, я знаю, есть нечто такое, //
Что
всегда мне напомнит отца моего,
Ты,
отец, был народом, и он был тобою,
Ты
причастен к бессмертью его.
(Перевод
Н. Гребнева)
В
процессе творчества, длившегося в течение шести десятилетий (с 1891 по 1951
год), Гамзат Цадаса определил целую эпоху в развитии национальной
художественной культуры родного народа, внеся лепту в развитие не только
дагестанского искусства, но и всей литературы советского периода.
Поэт
в автобиографии указывает, что он в 1891 году написал стихотворение «Собака
Алибека» и дал прочесть соседу. Это значит, что Гамзат Цадаса с самого начала
творческой деятельности систематически записывал свои произведения и выступал
как профессиональный литератор. Такое явление народный поэт Кабардино-Балкарии
Алим Кешоков назвал «посадить песню на коня». Это означало, что автор созданное
им стихотворение-песню передавал известному певцу, тот её исполнял, другие
подхватывали, и она получала свою самостоятельную жизнь.
И
стихи Гамзата Цадасы читались людьми, переписывались, повторялись, так как в
них горцы находили отзвуки своих чувств и мыслей. Они читались, пелись,
обсуждались, оценивались, народ их воспринимал как свои. Это была своего рода
устная критика.
Впервые
подборка стихов Гамзата Цадасы была опубликована в книге «Сборник старинных
аварских песен и рассказов», составленной в 1929 году известным ученым и
просветителем Абдулатипом Шамхаловым. Составитель отмечает: «Необходимы были
произведения, которые бы развенчали вредные адаты, бытующие среди народа,
призывающие народ красивыми, художественными словами к полезным делам и
поступкам. Лучшим из тех, которые создают такие произведения, является Гамзат
Магомедов из Цада...».
С
середины 30-х годов XX
века литературная и общественная деятельность Гамзата Цадасы получила широкое
общественное признание. В 1934 году он был удостоен высокого звания «Народный
поэт Дагестана», ему была установлена писательская стипендия, и он полностью и
целиком мог посвятить себя творчеству.
***
Начало
творческой деятельности Цадасы относят к 1891 году, когда им была сложена
сатирическая песня об издохшей с голоду собаке богатого соседа.
В
1893 году получает широкую известность другое сатирическое произведение Г.
Цадасы – «Стихи о харчевне», где высмеивается некий торгаш, решивший
разбогатеть, открыв харчевню. Молодому поэту он заказал песню, которая должна
была послужить рекламой, а получилось наоборот: Цадаса высмеял нечестного
хозяина харчевни. Перепуганный заказчик предлагает поэту в подарок белого коня,
лишь бы песня не была обнародована. Но Гамзат отказался от подарка, стихи
разошлись по всей Аварии, скупой торгаш вынужден был закрыть своё заведение.
С
1931 года Г. Цадаса работает в хунзахской газете «Горец». Он пишет агитационные
стихи, в которых использует меткую народную речь, разоблачая такие уродливые
явления действительности, как кровная месть, религиозные предрассудки,
невежество, косность и др.
В
1933 году состоялась встреча Цадасы с Николаем Тихоновым, который позже
вспоминал: «…Это был самый острый ум современной Аварии, поэт, убивавший словом
врагов нового, мудрец, искушенный во всех тонкостях народного быта, беспощадный
ко всему ложному, смелый борец с невежеством, глупостью, корыстью».
В
1934 году, к Первому съезду писателей Дагестана, в Махачкале выходит книга
Цадасы «Метла адатов». На съезде Цадасе присваивают почетное звание народного
поэта Дагестана, избирают делегатом на Первый съезд писателей в Москве. По
возвращении домой он целиком отдается литературной деятельности, много ездит по
республике, проводит митинги, литературные вечера.
Дарование
Цадасы особенно проявилось в суровые годы Великой Отечественной войны. В первый
же день войны он выступил по радио со стихами и речью. По приглашению
правительства Цадаса переезжает в Махачкалу. На протяжении всех военных лет
поэт неустанно трудится как сатирик и оратор. Многочисленные его выступления
воодушевляют горцев на героические свершения как в тылу, так и на фронте.
Немолодой
уже поэт выезжал на коне на линию фронта к Нальчику, в кабардинские аулы, видел
зверства врагов, рассказывал людям об этом и призывал к стойкости, к усилению
борьбы с фашизмом.
За
годы войны им созданы произведения различных жанров, которые вошли в книгу «За
Родину!». По его инициативе в Дагестане издавались письма-листовки «Дагестан –
своим фронтовикам», которые пользовались большим успехом на фронте среди
воинов-горцев.
Война
отняла у поэта двух сыновей – Магомеда и Ахильчи. Страшную утрату поэт перенёс
с большим мужеством, по-прежнему оставался в строю, выступал с речами и
стихами. Он был одним из инициаторов сбора средств в помощь фронту, на
строительство танковых колонн и боевых эскадрилий.
Созданные
в военные годы стихи «Песня жены фронтовика» и «Маленькой Пати» получили большую
известность в горах.
После
войны Цадаса успешно продолжал свою творческую деятельность. Он написал более
ста стихотворений, три комедии, перевёл на аварский язык поэму А. Пушкина
«Руслан и Людмила» и др. В 1950 году он написал поэму «Сказание о чабане»,
которая рисует судьбы аварского крестьянства на протяжении тридцати с лишним
лет.
Писатель
и общественный деятель, Г. Цадаса в послевоенные годы неутомимо борется за мир,
дружбу народов. Итогом его творческих исканий в этом плане является посмертный
сборник «Песни мира».
Задание:
1.
Законспектировать лекцию о жизни и творчестве Гамзата Цадасы.
2.
Прочитать стихотворение «Маленькой Пати».
Маленькой Пати
Прошу тебя, внучка,
Ты деда прости,
С недоброю вестью
Я прибыл, Пати.
Из области дальней
Вернулся в наш дом
Я с вестью печальной
О папе твоём.
Мечтал он, желанья
Свои торопя,
Хоть краешком глаза
Увидеть тебя.
Писал он: «Утешьте
Дочурку Пати.
Ей-богу, как прежде,
Здоров я почти».
Семью успокоить
Хотел, а меж тем
Пришла телеграмма,
Что плох он совсем.
Я в поезде мчался,
Добрался в два дня,
Но он не дождался
В санбате меня.
В походной шинели,
С морщиной на лбу,
Под белым халатом
Лежал он в гробу.
Вблизи Балашова,
Где жертвы войны
Смотрели сурово
Посмертные сны,
Остался отец твой
Лежать недвижим,
С лицом, обращённым
К нагорьям родным.
И, как по закону,
Что принят в горах,
Встал камень гранёный
В его головах.
Сокровище бабушки,
Свет моих глаз –
Он умер, отец твой,
Покинул всех нас.
1943
Перевод Якова
Козловского
3. Ответить на вопросы:
1)
какова история создания стихотворения «Маленькой Пати»?
2)
какие чувства к маленькой девочке возникают при чтении стихотворения,
посвященного внучке?
3)
почему горе отца, т. е. Гамзата Цадасы, немногословно?
4.
Посмотреть мультфильмы «Слон и муравей» (1948), «Лев и заяц» (1949) по мотивам
горских басен народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Определить тему, проблему,
идею этих мультфильмов. .
5.
Проанализировать басню «Мечтатель-пастух»
Славился в старом Хунзахе пастух:
Беден, как мышь, но мечтами богат.
Спал бобылём на соломе старик,
Глупой надежде, как юноша, рад.
В сакле пустой лишь болтался кувшин,
Низко подвешенный им к потолку,-
Маслом платили за труд, и кувшин
Маслохранилищем был пастуху.
Перед кувшином мечтатель вставал,
Есть он хотел, а еду знал одну:
В масло лишь палец обмакивал он,
С чёрствой лепёшкой глотая слюну.
В сакле задымленной тесно мечте –
Грёзил пастух возле горных вершин,
Шел по горам за богатством бедняк,
Прибыль считал и смотрел на кувшин:
«С маслом кувшин я отдам за овцу,
Трижды в годину она даст мне ягнят,
Каждая матка двоих принесёт,
Целое стадо ягнят наплодят…»
Палкой кувшин горемыка задел,
Глиняная зашуршала труха,
Масло, что каплю за каплей копил,
Лужей у ног разлилось пастуха.
Праздные мигом пропали мечты,
В сакле, как прежде, живёт он один.
Палку сломал он и выбросил вон,
Ту, что разбила мечту и кувшин.
Выполнить задание:
1)
найти эпитеты; метафоры; сравнения;
2) определить мораль этой
басни;
Комментариев нет:
Отправить комментарий