Лекция. Алим-Паша
Салаватов
Алим-Паша Салаватов
является одним из ярких представителей художественной культуры народов
Дагестана. Разносторонен его талант, творческие интересы. Родился Салаватов в
1901 году в селении Аксай в семье мастера по надгробным камням. В шесть лет
потеряв родителей, Алим-Паша остался на попечении чужих людей. Сиротская жизнь,
полная лишений, оставила в душе мальчика глубокий след: он рос впечатлительным,
застенчивым, легко ранимым. Склонность к уединению научила его внимательно
наблюдать жизнь и глубоко мыслить. А когда Алим-Паша, будучи уже подростком,
научился грамоте, стал много читать, его представления и знания об окружающей
действительности еще больше расширились. Мечты о возвышенном приобретали
реальные, зримые очертания. И чувство трепетного познания удивительного мира
постепенно превратилось в тайное желание стать поэтом/
В автобиографии он
указывал, что закончил годичные курсы начального образования в Темир-Хан-Шуре;
служил в переводческом обществе политпросвета; затем уехал в Казань на
педагогические курсы; по возвращении стал учителем и заведующим аксаевской
школы. В 1924 году был направлен на учебу в Бакинский педагогический институт,
после окончания которого преподавал литературу в Буйнакском педагогическом
училище, готовящем учителей для национальных школ. После переезда в Махачкалу
работал в Научно-исследовательском институте национальных культур Дагестана
(ныне ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН). Одновременно А.-П. Салаватов учился в
аспирантуре Института народов Востока.
Первая книга его стихов
«Начало» вышла в свет в 1925 году. Пронизанная настроением тоски и одиночества,
она содержала исповедь скорбящей души, была сугубо личной. Салаватова знают и
как автора пленительных стихов для детей, забавных, жизнерадостных, сердечных.
Дарование А.-П. Салаватова было многогранным, но в памяти народа он остался всё
же как драматург.
В 1932 году в Дагестане
был объявлен конкурс на лучшую пьесу о борьбе трудящихся горцев за Советскую
власть, об их самоотверженном труде в строительстве социализма. Из 26
представленных произведений первой премии удостоилась пьеса А-П. Салаватова
«Красные партизаны». Участник гражданской войны, автор в этой драме показал
широкую панораму классовых боев, правдиво и ярко отобразил трудное, но
неумолимое движение дагестанской бедноты к свободе. Многие литературные критики
отмечали блистательные художественные достоинства пьесы.
А.-П. Салаватов
известен как собиратель, знаток и исследователь кумыкского фольклора. Но он не
ограничивался только сбором и обобщением богатейшего материала устного
народного творчества. В песнях и легендах о прошлом он искал и находил истоки
подвигов современников. Так родилась его вторая пьеса «Айгази», написанная по
мотивам широко известной в народе баллады о смелом и мужественном
юноше-джигите, сумевшем отстоять честь возлюбленной и отомстить за коварно
убитого отца. Образ Айгази – юноши из бедной крестьянской семьи, на чью долю
выпали в одну ночь три испытания (спасти честь возлюбленной, отомстить убийцам
отца и достойно принять гостей, прибывших издалека), – давно привлекал А-П.
Салаватова. На свадьбах, дружеских застольях певцов часто просили исполнить
песню об Айгази-батыре. Похлопывая по плечу, отважным юношам говорили:
«Машаллах, на Айгази похож».
И у Алим-Паши
Салаватова, вдохновленного успехом своей первой пьесы, возникла дерзкая мысль:
Айгази необходимо оживить для сцены, пусть видят его живым – красивого,
любящего и отстаивающего человеческое достоинство! Под пером талантливого
драматурга личный протест Айгази против обидчиков превратился в эпопею народной
борьбы против местных ханов и князей.
Знал А-П. Салаватов,
что и Кумыкский театр нуждался в широком по замыслу и остром в осмыслении
народных судеб произведении. Недавно родившийся национальный театр не имел еще
в своем репертуаре спектакля, который бы определял его этническое начало,
эстетический статус.
Не сходящая на
протяжении уже многих лет со сцены народная драма «Айгази» по пьесе Алим-Паши
Салаватова стала визитной карточкой театра, его духовным манифестом.
До войны драматург
создал ещё одну пьесу под названием «Карачач» («Чернокосая») по мотивам
одноименной народной сказки.
В начале Великой
Отечественной войны А-П. Салаватов добровольно ушел в армию и в 1942 году в бою
на Крымском фронте погиб.
Имя Алим-Паши
Канболатовича Салаватова увековечено в названиях Кумыкского
музыкально-драматического театра и одной из улиц Хасавюрта.
Задания и вопросы:
1. Законспектировать
лекцию;
2. Прочитать пьесу
А.-П. Салаватова «Айгази» (см.: https://search.rsl.ru/ru/record/01001416249) и
ответить на вопросы:
1) какое событие лежит
в основе конфликта драмы А.-П. Салаватова «Айгази»?
2) как изображает
драматург общественные противоречия того времени?
3) найдите в драме
пословицы, поговорки, афоризмы. Кто их в основном произносит?
4) в чём общность
баллады и драмы об Айгази. Чем разнятся их сюжеты? *
* вопрос повышенной
сложности
Интересно прочитать:
1. Аджиев А.М. «Йыр об
Айгази» – памятник кумыкского фольклора // http://kumukia.ru/article-9360.html
2. Агларова З.М.,
Абдуллаева Р.Н. Мотив сакральности гостя в грузинском и дагестанском фольклоре
//
https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-sakralnosti-gostya-v-gruzinskom-i-dagestanskom-folklore