понедельник, 11 мая 2020 г.

А.-П.Салаватов, творческий путь. Народная драма «Айгази».

Лекция. Алим-Паша Салаватов

Алим-Паша Салаватов является одним из ярких представителей художественной культуры народов Дагестана. Разносторонен его талант, творческие интересы. Родился Салаватов в 1901 году в селении Аксай в семье мастера по надгробным камням. В шесть лет потеряв родителей, Алим-Паша остался на попечении чужих людей. Сиротская жизнь, полная лишений, оставила в душе мальчика глубокий след: он рос впечатлительным, застенчивым, легко ранимым. Склонность к уединению научила его внимательно наблюдать жизнь и глубоко мыслить. А когда Алим-Паша, будучи уже подростком, научился грамоте, стал много читать, его представления и знания об окружающей действительности еще больше расширились. Мечты о возвышенном приобретали реальные, зримые очертания. И чувство трепетного познания удивительного мира постепенно превратилось в тайное желание стать поэтом/
В автобиографии он указывал, что закончил годичные курсы начального образования в Темир-Хан-Шуре; служил в переводческом обществе политпросвета; затем уехал в Казань на педагогические курсы; по возвращении стал учителем и заведующим аксаевской школы. В 1924 году был направлен на учебу в Бакинский педагогический институт, после окончания которого преподавал литературу в Буйнакском педагогическом училище, готовящем учителей для национальных школ. После переезда в Махачкалу работал в Научно-исследовательском институте национальных культур Дагестана (ныне ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН). Одновременно А.-П. Салаватов учился в аспирантуре Института народов Востока.
Первая книга его стихов «Начало» вышла в свет в 1925 году. Пронизанная настроением тоски и одиночества, она содержала исповедь скорбящей души, была сугубо личной. Салаватова знают и как автора пленительных стихов для детей, забавных, жизнерадостных, сердечных. Дарование А.-П. Салаватова было многогранным, но в памяти народа он остался всё же как драматург.
В 1932 году в Дагестане был объявлен конкурс на лучшую пьесу о борьбе трудящихся горцев за Советскую власть, об их самоотверженном труде в строительстве социализма. Из 26 представленных произведений первой премии удостоилась пьеса А-П. Салаватова «Красные партизаны». Участник гражданской войны, автор в этой драме показал широкую панораму классовых боев, правдиво и ярко отобразил трудное, но неумолимое движение дагестанской бедноты к свободе. Многие литературные критики отмечали блистательные художественные достоинства пьесы.
А.-П. Салаватов известен как собиратель, знаток и исследователь кумыкского фольклора. Но он не ограничивался только сбором и обобщением богатейшего материала устного народного творчества. В песнях и легендах о прошлом он искал и находил истоки подвигов современников. Так родилась его вторая пьеса «Айгази», написанная по мотивам широко известной в народе баллады о смелом и мужественном юноше-джигите, сумевшем отстоять честь возлюбленной и отомстить за коварно убитого отца. Образ Айгази – юноши из бедной крестьянской семьи, на чью долю выпали в одну ночь три испытания (спасти честь возлюбленной, отомстить убийцам отца и достойно принять гостей, прибывших издалека), – давно привлекал А-П. Салаватова. На свадьбах, дружеских застольях певцов часто просили исполнить песню об Айгази-батыре. Похлопывая по плечу, отважным юношам говорили: «Машаллах, на Айгази похож».
И у Алим-Паши Салаватова, вдохновленного успехом своей первой пьесы, возникла дерзкая мысль: Айгази необходимо оживить для сцены, пусть видят его живым – красивого, любящего и отстаивающего человеческое достоинство! Под пером талантливого драматурга личный протест Айгази против обидчиков превратился в эпопею народной борьбы против местных ханов и князей.
Знал А-П. Салаватов, что и Кумыкский театр нуждался в широком по замыслу и остром в осмыслении народных судеб произведении. Недавно родившийся национальный театр не имел еще в своем репертуаре спектакля, который бы определял его этническое начало, эстетический статус.
Не сходящая на протяжении уже многих лет со сцены народная драма «Айгази» по пьесе Алим-Паши Салаватова стала визитной карточкой театра, его духовным манифестом.
До войны драматург создал ещё одну пьесу под названием «Карачач» («Чернокосая») по мотивам одноименной народной сказки.
В начале Великой Отечественной войны А-П. Салаватов добровольно ушел в армию и в 1942 году в бою на Крымском фронте погиб.
Имя Алим-Паши Канболатовича Салаватова увековечено в названиях Кумыкского музыкально-драматического театра и одной из улиц Хасавюрта.
Задания и вопросы:
1. Законспектировать лекцию;
2. Прочитать пьесу А.-П. Салаватова «Айгази» (см.: https://search.rsl.ru/ru/record/01001416249) и ответить на вопросы:
1) какое событие лежит в основе конфликта драмы А.-П. Салаватова «Айгази»?
2) как изображает драматург общественные противоречия того времени?
3) найдите в драме пословицы, поговорки, афоризмы. Кто их в основном произносит?
4) в чём общность баллады и драмы об Айгази. Чем разнятся их сюжеты? *

* вопрос повышенной сложности
Интересно прочитать:
1. Аджиев А.М. «Йыр об Айгази» – памятник кумыкского фольклора // http://kumukia.ru/article-9360.html
2. Агларова З.М., Абдуллаева Р.Н. Мотив сакральности гостя в грузинском и дагестанском фольклоре // https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-sakralnosti-gostya-v-gruzinskom-i-dagestanskom-folklore













Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вопросы по родной литературе к диф.зачету для ПСО и РИПК

Вопросы по родной литературе  1.      Что такое фольклор? Классификация фольклора. 2.      Жанры устного народного творчества: ...